Основная образовательная программа начального общего образования
Описание образовательной программы
Основная образовательная программа
начального общего образования (далее – ООП НОО) разработана в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее – ФГОС НОО) к структуре основной
образовательной программы, определяет цель, задачи, планируемые результаты,
содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального
общего образования. Основные компоненты программы создают условия для
самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную
успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование,
сохранение и укрепление здоровья обучающихся начальной школы.
Образовательная программа школы
выполняет следующие функции:
- структурирует содержание образования в единстве
методологических, культурологических, организационных компонентов;
-
формирует содержательные линии
гуманитарного образования на принципах преемственности и непрерывности
образования;
-
определяет необходимые
педагогические условия реализации содержания начального образования, требования
к объему, темпам и срокам освоения учебных программ и программ внеурочной
деятельности;
-
определяет подходы к содержанию и
формам реализации контрольно-диагностической функции, базирующейся на
современных мониторинговых технологиях оценки качества образования;
-
определяет ресурсы эффективности образовательного
процесса: систему воспитательной работы, организацию и содержание внеурочной
деятельности, уровень методической обеспеченности образовательного процесса;
-
фиксирует условия, обеспечивающие
эффективность реализации основной образовательной программы начального общего
образования.
Содержание основной образовательной
программы образовательной организации отражает требования ФГОС НОО и содержит
три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и
планируемые результаты реализации основной образовательной программы,
конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС НОО и учитывающие
региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской
Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
– пояснительную записку;
– планируемые результаты освоения
обучающимися основной образовательной программы;
– систему оценки достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
– подходы к организации внеурочной деятельности.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования
и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных,
предметных и метапредметных результатов, в том числе:
–
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
–
программы отдельных учебных предметов, курсов;
–
программу духовнонравственного развития, воспитания обучающихся;
– программу формирования
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
–
программу коррекционной работы.
Организационный
раздел устанавливает общие рамки
организации образовательной деятельности, а также механизм реализации
компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
–
учебный план начального общего образования;
–
план внеурочной деятельности;
–
календарный учебный график;
– систему условий реализации
основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Учебный план и план внеурочной
деятельности являются основными механизмами реализации основной образовательной
программы (ООП).
ООП предусматривает:
-
достижение результатов освоения ООП
всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
-
выявление и развитие способностей
обучающихся через систему дополнительного образования и систему
проектно-исследовательских технологий, активной социальной практики;
-
участие обучающихся и их родителей,
педагогов и общественности в развитии внутришкольной социальной среды;
-
проектирование образовательного
процесса на принципах системно-деятельностного подхода;
-
создание условий для самореализации
обучающихся в разных видах деятельности.
Цель
реализации основной образовательной программы
начального общего образования — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО.
Достижение
поставленной цели при разработке и реализации основной
образовательной программы начального общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
– формирование общей культуры,
духовнонравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное
развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
– обеспечение планируемых
результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний,
умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными,
семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями
обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития
и состояния здоровья;
– становление и развитие личности в
её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
–
обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования;
– достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми
обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее -
дети с ОВЗ);
– обеспечение доступности получения
качественного начального общего образования;
– выявление и развитие способностей
обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему
секций и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
– организация интеллектуальных и
творческих соревнований, научнотехнического творчества и
проектноисследовательской деятельности;
– участие обучающихся, их родителей
(законных представителей), педагогических работников и общественности в
проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
– использование в образовательной деятельности
современных образовательных технологий деятельностного типа;
– предоставление обучающимся
возможности для эффективной самостоятельной работы;
– включение обучающихся в процессы
познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта,
района, города).
В основе
реализации основной образовательной программы лежит системнодеятельностный
подход, который предполагает:
– воспитание и развитие качеств
личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной
экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе
принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального,
поликультурного и поликонфессионального состава;
–
переход к стратегии социального проектирования и конструирования на
основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и
способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и
познавательного развития обучающихся;
– ориентацию на достижение цели и
основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе
освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
– признание решающей роли содержания
образования, способов организации образовательной деятельности и учебного
сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития
обучающихся;
– учёт индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения
видов деятельности и форм общения при определении образовательновоспитательных
целей и путей их достижения;
– обеспечение преемственности
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и
профессионального образования;
– разнообразие индивидуальных
образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (в
том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, и детей с ОВЗ),
обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение
форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Основная
образовательная программа сформирована с учётом особенностей уровня начального
общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа—особый этап в жизни ребёнка, связанный:
– с изменением при поступлении в
школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при
сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся
социальной по содержанию;
– с освоением новой социальной
позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием
потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
– с принятием и освоением ребёнком
новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции
школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и
познавательного развития;
– с
формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации
своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной
деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку;
взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности;
–
с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты
адекватности и рефлексивности;
– с моральным развитием, которое
существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и
сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ
гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до
11 лет):
– центральные психологические
новообразования, формируемые на данном уровне образования: словеснологическое
мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная
речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование
и умение действовать во внутреннем плане, знаковосимволическое мышление,
осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
– развитие целенаправленной и
мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной
деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы
учебнопознавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
При определении стратегических характеристик основной образовательной
программы учитывался существующий разброс в темпах и направлениях развития
детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии,
внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными,
психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей
младшего школьного возраста.
При этом успешность и своевременность формирования указанных
новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связываются с
активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательной
деятельности и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше
особенности уровня начального общего образования.
Достижению новых образовательных результатов, обозначенных в требованиях
ФГОС, будут способствовать основные принципы формирования образовательной
программы:
·
преемственность ступеней
обучения;
·
вариативность содержания образования;
·
целостность компонентов программы на основе
гуманитарного компонента содержания образования;
·
интеграция общего
и дополнительного образования;
·
индивидуализация на
основе дифференцированного подхода;
·
психолого-педагогическое сопровождение обучающихся;
·
объективность и критериальность оценки планируемых
результатов;
·
здоровьесберегающие педагогические позиции.
ООП определяет главные векторы развития образовательной ситуации в МБОУ
Первомайской СОШ на начальной ступени:
·
Переход на новую систему оценки
планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
·
Усиление информационной
инфраструктуры системы начального образования;
·
Расширение социальных практик в
системе воспитательной работы на основе духовно-нравственного контекста;
·
Проектирование модели интеграции
общего и дополнительного образования;
·
Активизация межпредметной
направленности в освоении образовательных программ;
·
Создание условий для внеурочной
деятельности учащихся.